***
Цитаты из лекций
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22020-07-19 22:18:48
Мои цитаты из лекции для Наташи, которые я считаю нужно включить в матчасть. Самое важное выделено жирным.
...начала слушать, а потом думаю дай-ка посмотрю напрямую на сайте Арзамаса. И да. Там есть дословная текстовая версия. Поэтому беру оттуда - ссылка.
связь античных религий с мифологией гораздо сложнее, чем кажется нам, привыкшим к единобожию. А наши глубокие познания в области античных мифов, возможно, не приближают, а только отдаляют нас от понимания религиозности древних греков и римлян.
В единобожных религиях, таких как ислам или христианство, боги внемирные, они находятся за пределами этого мира. В то время как все античные боги — они находятся здесь, внутри нашего мира.
Поскольку боги не запредельны этому миру, в отличие, например, от христианского бога, они и сами являются членами этой общины. А поскольку от взаимоотношений с ними зависит благосостояние общины и ее процветание, правильные отношения с ними должны строиться не просто как с другими равноправными членами общины, а как с теми членами общины, которые являются одновременно ее покровителями.
По-римски слово «священный» значит «то, что принадлежит богу» — это юридическая собственность божества. И в Риме отношения между гражданской общиной и божеством строились по точно такой же модели, как отношения между патроном и клиентом.
При этом важно понимать, что, несмотря на свой юридический характер, отношения с богами не существуют как что-то отдельное: каждое действие так или иначе связано с богами, как-то их касается. Религии нет как отдельного общественного института. Ни в греческом, ни в латинском языках нет даже слова, которое можно было бы перевести как «религия». Но она везде, она пронизывает все сферы жизни.
Еще одно важное отличие античной религиозности от современной заключается в том, что от богов зависит процветание всей гражданской общины, а значит, и отношения с ними должны устанавливать не отдельные личности, а коллектив граждан.
Вплоть до поздней Античности не было даже молчаливой молитвы, молитва была всегда вслух. Каждый религиозный акт является открытым актом. Любое религиозное действие должно быть видно.
Итак, в античных религиях боги живут в посюстороннем мире и являются членами и покровителями общины, с которыми граждане заключают своего рода договор. При этом любое взаимодействие с богами касается всей общины и поэтому может совершаться только на виду у всех и вместе с другими людьми. Еще одно очень важное отличие, которое нам может быть сложно осознать, — это что ни в Греции, ни в Риме никогда не было единой мифологии.
Существуют местные предания. Допустим, одно предание об Артемиде в Эфесе, другое — в Спарте, третье — например, в Афинах.
Более того, одно и то же божество может в разных обстоятельствах иметь совершенно разные качества и функции, и в зависимости от этой ипостаси к его имени добавляется одна из его так называемых эпиклез.
!!! Эпиклезой (epiklesis) обычно называют культовое прозвище божества. Например, Зевс Счастливый, или Зевс Подземный, или, например, Аполлон Врач.
Единственное отличие Греции от Рима заключается в том, что в римских религиях было больше порядка.
Капитолийская триада (справа налево): Минерва, Юпитер и Юнона.
понятие обращения — чисто христианское; в Античности мы его не знаем до самого позднего времени. С точки зрения римлянина или грека, мир очень многообразен и существуют разные способы воззрения на одни и те же вещи. И признавая, например, над собой главенство какого-то одного бога, ты, возможно, лишаешь себя благодушия со стороны других богов.
Здесь открытая система, она вмещает в себя со временем все; в нее могут попасть любые боги — но это должно быть санкционировано самой гражданской общиной. Все, что не легитимизировано сенатом или народным собранием, вообще не имеет статуса законного и, по сути дела, не является религиозным.
Это к вопросу почему мы будем преследовать арктурианцев. Поэтому то, что римляне преследовали христиан, или иудеев, или философов, которых несколько раз выгоняли из города, или то, что в определенные этапы культ Исиды и Сераписа выселяли за тысячную милю от города Рима, — это все не религиозные, а политические преследования.
Для того чтобы правильно общаться с богами, устанавливать с ними правильные юридические отношения, необходимо специальное место. Это место должно обладать двумя качествами: оно должно быть свободно и определено.
Оно должно быть освобождено от всего являющегося собственностью людей и должно быть определено словом и юридическим ритуалом, который, естественно, может совпадать с религиозным как собственность бога. Территория должна быть огорожена. Это не значит, что там заборы стоят, достаточно провести борозду по квадрату или по кругу, чаще по квадрату. Минимальная необходимость на этой территории — это алтарь, храм необязателен. Желательно нахождение поблизости чистой воды, потому что для всякого ритуала важна так называемая ритуальная чистота.
Ритуальная чистота также означает несоприкосновение со смертью. То есть, например, если у вас в доме покойник, вы не можете принимать участие в определенных ритуалах или заходить даже на территорию святилища, потому что все, что связано со смертью, причиняет скверну, загрязняет. А вот моральная чистота совершенно необязательна. Можно было бы сказать, что ты можешь перерезать десять человек накануне, а потом спокойно прийти в храм, но тут уже будет соприкосновение со смертью. Важно, что тут речь не идет о моральной вине — вопросами морали у греков и римлян религия не занималась. Этим занимались философы или, например, трагики типа Эсхила.
Вокруг Рима существовала священная граница, которая называлась померий (pomerium), и это говорит о том, что сам Рим являлся сакральным пространством, куда нельзя заходить с оружием и вводить армию, за исключением тех случаев, когда речь идет о полководческом триумфе. Понятно, что это многократно нарушалось, особенно в эпоху гражданских войн и в другие периоды истории, но тем не менее.
В греческих полисах, видимо, дело обстояло подобным образом.
Наконец, для общения с богами нужны жрецы. Но поскольку боги живут в одном мире с людьми, для общения с ними не нужно никаких специальных способностей. Жрец — это государственная должность, он выступает как своего рода нотариус, свидетель сделки.
Обычно жрецом на определенное время мог стать любой полноправный член общества и несколько раз в жизни занимать эту должность. Обязанностей у него было немного: он не был учителем народа, он не был как батюшка или католический патер, который приходит в семью, обсуждает внутренние проблемы и принимает исповедь. На самом деле это был государственный служащий, которого на вазописи можно определить только по тому, что у него есть ключи: он хранитель ключей от храма. А храм — это не какое-то место для молитвы, это просто жилище, дом божества. И служба в нем не происходит — она происходит перед храмом, на алтаре. Храма вообще может не быть: нужен алтарь и огороженная освященная территория.
Отношения с богами налаживаются при помощи ритуалов. И если вспомнить о римском принципе do ut des — «я даю, чтобы ты дал», — станет ясно, что самый эффективный ритуал — это жертвоприношение.
Общая структура жертвоприношения и в Греции, и в Риме примерно одинаковая. Это процессия, в которой впереди идут жертвенные животные, часто с позолоченными рожками, или без позолоченных рожек, украшенные гирляндами и венками. Процессия торжественно идет к святилищу, потом к алтарю или к храму — алтарь, на котором происходит главное жертвоприношение, обычно стоит перед храмом.
Обычно считается, что животное само хочет быть принесено в жертву, поэтому от него требуется ритуальное согласие. Обычно перед его носом прыскают водой, оно кивает, и это интерпретируется как «да, хочу, чтобы меня принесли в жертву». Потом его посыпают соленой мукой, так называемой mola salsa, и потом либо определенным образом закалывают, либо специальный жрец точно и аккуратно бьет его специальным молоточком в темечко. Животное падает, его переворачивают на спину, потом раскрывают и смотрят на состояние внутренних органов, потому что дивинация, то есть гадание, и жертвоприношение в античном мире вообще никогда не разделяются. Плюс жертвенное животное должно обладать признаками совершенства: у него, например, не может быть две печени или три сердца, оно не должно быть уродливым, не должно обладать никакими телесными недостатками — оно должно быть совершенно. Если животное чем-то не устраивает, его заменяют — и продолжают это делать, пока не дойдут до самого нормального животного. После этого внутренности, как правило, варят в отдельном котелке, а остальное мясо разделяют: определенные его части полностью сжигают, остальное готовят.
После того как жертвоприношение произошло, все мясо приготовилось, после заключительных молитв обычно происходит мясной пир. В нем участвуют все полноправные граждане, которые присутствуют на жертвоприношении.
Зона легитимной религии — это зона открытости, а если ты закрываешь двери, чтобы помолиться, значит, ты суеверный человек. Это может свидетельствовать о том, что ты впал в своего рода прелесть, которую греки называли гибрис (hybris) — надменное отношение к другим: это значит, что у тебя есть некое знание, которого нет у других полноправных членов общины, а это уже надменность, которую наказывают боги. У греков есть такое понятие о ревности богов: боги ревнивы к людям, когда люди стараются выделиться на фоне других граждан.
Оооооооо Магические практики, которые были распространены и в Греции, и в Риме, как раз были тайными. И потому считались суевериями, достойными порицания. В Риме с V века до н. э. их начали официально запрещать и преследовать.
Чьей помощи искали люди, которые прибегали к магии?
Если мы говорим о классической эпохе, то это те же самые боги, что и полисные, но в определенных своих ипостасях, с определенными эпиклезами. Чаще всего это боги хтонические, то есть обитающие под землей, метафорически говоря, — по крайней мере, об этом говорят их эпиклезы. Это Гермес Хтонический (Katachthonios), Персефона, Деметра, даже сам Аид.
Итак, всякий легитимный ритуал открыт, а тайное и закрытое всегда порицается. Но в Античности была распространена религиозная практика, которая вроде бы противоречит этому принципу. Это мистерии — празднества, о содержании которых знали только посвященные, которые распространились в эпоху Римской империи.
Но вроде бы есть смутные указания на то, что участники Элевсинских мистерий рассчитывали на лучшее место в загробной жизни. А это немного напоминает христианскую идею о спасении души после смерти.
На самом деле никакими они не были религиями спасения в таком христианском смысле, у них не было идеи тотального спасения человеческой души. Речь идет только о спасении здесь — о здоровье, о благополучии, о спасении на море, о спасении от болезней и так далее, только об этом.
Всё.
Там вторая часть лекции - это в основном о магии, но я не считаю нужным брать информацию оттуда, так как у нас своя ритуалика. И не знаю нужно ли писать о мистериях. Я до конца так и не поняла что это и для чего нужно.